Идея повторить мораторий на банкротства, действовавший в 2020 году, всплывает снова и снова. Вот вчерашняя модификация от ФНС: ввести на полгода тотальный мораторий, но разрешить исполнительное производство по требованиям, возникшим до даты его введения. Приведу насколько соображений.
1. Мораторий на банкротства заведомо лишен смысла без приостановления исполнительных производств, причем неважно, по каким долгам – старым или новым. В исполнительном производстве первый взыскатель может получить все, а последующим не останется ничего. И что, потом, когда банкротство все-таки начнется, пойдет оспаривание взыскания в пользу первого кредитора, а действия пристава-исполнителя будут рассматриваться как сделка с предпочтением?
2. Мораторий на банкротства означает замедление деловой активности, ведет к стагнации. Иначе никак: сложно совершать сделки под запретом (извините, приостановлением) исполнительного производства, то есть без гарантированных механизмов взыскания долга.
3. «Ковидный» мораторий сработал, поскольку деловая активность была заведомо низкая, инфляция и процентная ставка по кредитам – на историческом минимуме, при этом банки чувствовали себя замечательно, наращивая кредитные портфели по льготной ипотеке (активы, между прочим). Могли подождать со взысканиями, тем более им ослабили нормативы. Сейчас условия принципиально иные.
4. Что будет при введении моратория? Замедлять деловую активность нельзя – наоборот, предстоит ударными темпами наращивать импортозамещение. Инфляция, скорее всего, будет бить исторические рекорды, кредиты станут недоступными. Мораторий на взыскание долгов банально приведет к кризису неплатежей (помните такой термин из лихих 90-х)?
5. Рецепты выхода тоже дают 90-е. 100-процентную предоплату помните? Без нее никто не работал, особенно поначалу. В расчетах предпочитали наличные, лучше «зеленые». Сейчас, в отсутствие легального оборота наличной валюты, это станет стимулом для «черного рынка».
6. Мораторий на банкротства исполнит давнюю судейскую мечту о разгрузке. Только не спешите радоваться – в 90-е тоже в суд не особенно ходили. Споры благополучно разрешались «постановкой на счетчик» и «забиванием стрелки». Кто не знает, «стрелка» - это такая дружественная беседа где-нибудь на пустыре, вдали от посторонних, иногда под музыку «пиф-паф».
7. Предвижу вопрос: а что делать, не допускать же массовые банкротства? Может, тотально и не допускать, но другими способами, теми же кредитными каникулами. Причем избирательно, в основном для граждан-потребителей и социально значимых сфер. Бизнес должен работать, и работать в жестких условиях. Эффективные выживут, неэффективные уйдут. Неэффективных много, неэффективна, по сути, вся экономика, которую в любом случае придется менять. Мораторий на банкротства, особенно тотальный, этому не только не поможет, но и лишит шансов на выживание и развитие.
Как говорится, welcome to the 1990th…