Суды решили: раз стороной оспариваемого договора был не банкрот, а комиссионер, то покупатели имущества не могут быть надлежащими ответчиками. Экономколлегия согласилась с опасностью такой позиции для института оспаривания подозрительных сделок и отправила дело на новое рассмотрение.
По поручению комитента-банкрота, «Энергосервиса», комиссионеры продали принадлежащие ему легковые автомобили. Конкурсный управляющий решил, что эти сделки причинили вред должнику, а потому их нужно признать недействительными (дело № А40-256596/2020).
Нижестоящие инстанции с ним не согласились. Оспариваемый договор купли-продажи заключен за счет имущества должника, но без его участия. То есть стороной исполненных договоров был не комитент, а комиссионер. А значит, покупатели автомобилей не могут быть надлежащими ответчиками, ведь никаких связей напрямую с банкротом они не имели. Кроме того, комиссионер уже ликвидирован, поэтому обратить требование к нему либо запросить у него документы по исполнению сделки уже невозможно.
Управляющий и кредитор обратились в Верховный суд. Они настаивали: такая позиция судов приведет к тому, что во избежание оспаривания подозрительных сделок недобросовестные стороны начнут повсеместно привлекать к участию в продажах комиссионеров-однодневок. В результате активы будут защищены от оспаривания, ведь требование попросту не к кому будет предъявить, а нарушенные права кредиторов на получение удовлетворения не будут восстановлены.
ВС согласился с этими доводами, отменил решения нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в АСГМ. Подробности будут известны из мотивировочной части определения экономколлегии.